18 и 24 февраля 2024 две немалоизвестные туристические группы (гр. Дмитриева и гр. Сафронова) проведут 100-километровые пробеги по народным лыжным туристическим маршрутам, проходящим через ГАБОвскую народную лыжню.
Первый пробег будет проходить по маршруту: пл. Берёзки-Дачные — ГАБО — пл. Некрасовская (маршрут не линейный, с петлёй). С картой маршрута можно ознакомиться ниже:
https://nakarte.me/#m=11/56.18703/37.27180&l=O&nktl=PJy7EbukclaYn8K9eD958Q
Второй пробег пройдет по направлению — пл. Берёзки-Дачные — ГАБО — пл. Некрасовская — пл. Радонеж (маршрут линейный). Схема пробега:
https://nakarte.me/#m=11/56.11340/37.60963&l=O
Стоит отметить, что Маршрут от станции «Некрасовская» до ГАБО является одним из самых популярных и протяженных классических прогулочных лыжных маршрутов. Этот маршрут посещается как жителями Москвы и Подмосковья, приезжающими на электричках, так и местным населением.
СОК «ГАБО» своими силами будет оказывать поддержку туристам на этих пробегах и организует пункт питания и костер на участке маршрута, проходящего через ГАБО. Но также мы хотим привлечь внимание местных властей к данным мероприятиям, и, в том числе, к высокой популярности у большого количества населения подобных лыжных маршрутов.
Для безопасности туристов постараемся привлечь силы местной власти и выставить посты ДПС на переходе через Рогачевское шоссе и в районе А-107.
Перед пробегом, силами СОК «ГАБО» будет готовиться часть 100-км маршрута, находящегося в зоне ответственности СОК «ГАБО», и нарезаться классика на участке протяженностью более 20 км (от ЦКАД в Солнечногорском округе в р-не д. Безверхово до станции Некрасовская Савеловского направления МЖД).
Все эти маршруты народные, прокладываются и тропятся самими лыжниками, а такие пробеги организовываются и прокладываются туристами аж 60-х гг. прошлого века.
Целое сплетение таких вот народных троп и лыжней окутывает сетью зимой просторы Подмосковья и соединят между собой различные населенные пункты и лыжные трассы.
Но жизнь не стоит на месте, вокруг все развивается… Все, кроме этих лыжных маршрутов в стране, где зима длится почти пол года, а увлечение лыжами и лыжным спортом в различных его направлениях очень популярно среди населения. И даже сейчас, в 21 веке, в 2024 году, на таких вот длинных маршрутах лыжники и туристы вынуждены сами, своими силами и ногами тропить лыжни по сугробам, своими руками пропиливать заваленные валежником и заросшие кустарниками просеки….
Но мы в АОЛТ, совместно с туристами, планируем развивать эти и другие туристические маршруты и задействовать к этому развитию возможности Государства. Сейчас мы работаем над разработкой дорожной карты многокилометровых лыжных трасс Подмосковья, учитывая опыт скандинавских стран, где широкие лыжные трассы под конек и классику соединены между собой сетью классических лыжней, образуя единую многокилометровую сеть. Хотим добиться того, чтобы и в нашей стране была возможность, пользуясь подготовленными лыжнями, безопасно и комфортно пересекать на лыжах различные многокилометровые расстояния, например с запада на восток или север Подмосковья!
Развитие сети лыжных трасс необходимо начинать именно с поддержки уже существующих и посещаемых лыжных трасс. Возможность передвигаться безопасно представителям разных слоев населения с разным уровнем подготовки и физическим состоянием по таким длинным подготовленным маршрутам, сделают лыжи доступными для жителей примыкающих к трассам населенных пунктов, мотивируют людей на регулярные занятия лыжным спортом и, в целом, окажут положительное влияние на туристический потенциал региона и даже образ жизни его жителей. Для этого развития необходимо в первую очередь организовать регулярную подготовку туристических лыжных трасс, приобрести необходимую технику для этой подготовки и создавать рабочие места операторам этой техники и обучать их. Также крайне необходимы опорные пункты на данных маршрутах. Развитие и благоустройство туристических лыжных трасс приведет еще и к возможности их всесезонного использования населением.
В ходе развития на некоторых маршрутах требуется строительство мостов и переходов через магистрали, железные дороги, расширение просек; в то время как на других маршрутах имеются достаточно широкие лесные дороги (Некрасовская — Габо), но есть глубокие колеи от мототехники и на таких участках необходимо выравнивание поверхности тяжелой техникой.
Следует учесть, что в Московской области невозможно проложить длинные лыжные маршруты без пересечения автомобильных и железных дорог. Необходимо организовать пешеходные переходы и особенно важно организовать переезд через автодороги для техники, которая будет готовить лыжню.
СОК «ГАБО» еще в 2013 году представил проект развития сети туристических маршрутов и победил на саммите позитивных перемен с этим проектом — «300 км лыжных трасс» !
Помимо всего прочего, необходима еще и правовая защита лыжных трасс с помощью механизма публичного сервитута, внесения их в кадастровые карты. Пока, при выделении земель, при строительстве новых дорог, ЛЭП и газопроводов — наличие лыжных маршрутов никак не учитывается. Но в настоящее время в законодательстве уже имеется механизм, который позволяет это делать.
Практически возле каждого города в Московской области существуют самотопные прогулочные лыжни, которые поддерживаются только самими лыжниками и местным населением. Необходимо соединять такие лыжни, объединив их в целую сеть туристических маршрутов, и конечно все это нужно развивать.
Надеемся, что за этими трассами и маршрутами большое будущее!
- Главный редактор журнала «Лыжный спорт» Иван Исаев о своем участии в лыжном туристическом пробеге в 2004 г. — https://www.skisport.ru/articles/read/115652/