В преддверии наступающего лыжного сезона, возможно, стоит немного рассказать об особенностях подготовки беголыжных трасс, а также о снегоуплотнительной технике. Речь пойдет о протяженных трассах, об опыте, полученном при эксплуатации ГАБОвской народной лыжни.
Хорошая беголыжная трасса, безусловно, готовится задолго до начала снежного сезона. Она должна быть правильно спрофилирована, дренирована, очищена от пней и корней.
Что касается снегоуплотнительной техники, то протяжённую трассу (длиною 15 км и более) лучше готовить ратраком с шириной прохода по финишерам 4,5-7 метров. При ширине 4-5 метров классическую лыжню нарезают лыжепрокладчиком с одной стороны, а при ширине 6-7 метров — с двух сторон. При этом получается качественное полотно трассы, комфортное одновременно как для классического, так и для конькового хода.
Важно то, что при наличии реверсного движения (одновременно в двух направлениях) трасса должна быть шириной не менее 6 метров. Иначе кататься будет некомфортно и даже травмоопасно. Опыт зимней эксплуатации трассы «Вело 1» в Дмитровском городском округе Подмосковья, где ширина полотна трассы — 3 метра, это только подтверждает.
Лыжная трасса «Вело 1»:
Надежные результаты в ходе всего зимнего сезона можно получить при подготовке лыжной трассы путем сочетания работы ратрака и снегоходов с прицепными снегоуплотнительными устройствами. Это даёт большую экономию ресурсов, в первую очередь горюче-смазочных материалов. Позволяет сокращать трудозатраты, более гибко используя технику. А самое главное, такой подход позволяет раньше начинать и позже заканчивать сезон.
Дело в том, что снегоходы с прицепными устройствами можно использовать для подготовки трассы при минимальном количестве выпавшего снега, а эксплуатировать ратрак имеет смысл только при толщине снежной подушки на трассе не менее 15-20 см.
Подготовка лыжной трассы в ГАБО ратраком «Pisten Bully 100»:
Для протяженных беголыжных трасс необходим тяжелый ратрак, стоимость которого на сегодняшний день составляет примерно 45-60 млн рублей.
Одним из наиболее подходящих для подготовки таких трасс является современный ратрак PRINOTH HUSKY (Италия). Это крепкая и комфортабельная машина, подходящая для ежедневной подготовки длинных прогулочных и туристических лыжных трасс. Такой вариант был бы идеален, например, для ГАБОвской народной лыжни.
Ратрак «PRINOTH HUSKY»:
Приобретать легкие ратраки для подготовки протяжённых беголыжных трасс не стоит. С их помощью хорошо готовить небольшие трассы, так как при ширине прохода 2-2,5 метра для качественной подготовки придется каждый раз проходить трассу ратраком 2-3 раза. Более того, жесткий снежный покров такими ратраками не взять.
Организаторам лыжных трасс также надо учитывать и то, что жизненный цикл хорошего ратрака, при правильной его эксплуатации, составляет 7-8 лет, после чего не он на вас будет работать, а вы на него. А снегоходы, которые готовят трассу регулярно, живут не более 4-5 лет. К тому же модели ратраков и снегоходов обновляются достаточно часто. Например, ратрак «PISTEN BULLY 100» (Германия) последней модели имеет улучшенную электронику, контроль полотна трассы, он более комфортный, безопасный и имеет гибридный двигатель (дизельный и электрический). Правда, и ценник на него соответствующий, да и в связи со вторичными санкциями этот ратрак стал ну очень дорогой…
Есть надежда на наши отечественные ратраки, которые начали появляться на рынке. Они неплохо себя зарекомендовали, постоянно дорабатываются, ремонт и запчасти к ним более доступны. Но стоимость их тоже немаленькая.
Челябинский ратрак «УРАЛ — SKICAT»:
Конечно, далеко не все организации, спортивные клубы и СШОР могут себе позволить купить ратрак и поэтому вынуждены приобретать различные тягачи и прицепные снегоуплотнительные устройства к ним.
Основные тягачи, которыми пользуются организаторы лыжных трасс, это утилитарные и туристические снегоходы, желательно с пониженной передачей.
Зарубежные снегоходы стоят на сегодняшний день от 3,5 до 5,5 млн рублей и ими в принципе можно готовить протяженные лыжные трассы. Но у них есть один серьезный недостаток: при подготовке плотного и жёсткого снежного покрова на полотне трассы такой снегоход может сильно перегреваться. И этот недостаток следует воспринимать очень серьезно, он может довести и до взрыва машины. Это происходит от того, что при жестком полотне трассы машина не охлаждается как обычно: гусеницы не набрасывают снег на радиатор, расположенный между сиденьем оператора и траком снегохода.
Подготовка лыжной трассы в ГАБО снегоходом «Arctic Cat» с прицепным устройством «ГАБОША»:
Отечественные снегоходы, которыми можно готовить трассы, стоят в районе 1 млн рублей. Но они пока уступают по качеству зарубежным аналогам и ими сложно готовить протяженные маршруты из-за отказов и поломок.
Однако при этом на отечественные снегоходы намного легче приобрести запчасти, а сложности с приобретением ЗИПов на зарубежные снегоходы могут не позволить вам успешно закончить сезон…
Подготовка Красногорской лыжной трассы отечественным снегоходом «Тайга Патруль 800 SWT»:
К сожалению, организаторы лыжных трасс не всегда могут позволить себе приобрести отечественную технику стоимостью более миллиона рублей и вынуждены приобретать более дешевые снегоходы типа «Буран» и подобные им, что несомненно ведет к увеличению трудозатрат.
Работа операторов специальной техники для подготовки лыжных трасс — их подготовка, повышение квалификации, оплата их труда — это отдельная большая проблема и большая задача, о которой стоит поговорить отдельно.
Информацию о проблемах подготовки и развития лыжных беговых трасс вы можете найти также на нашем сайте Ассоциации организаторов лыжных трасс (АОЛТ).
Комментариев: 1
Фищенко Геннадий
Сравнительные характеристики подготовки бего и горнолыжных трасс:Почему-то считается, что горнолыжные трассы готовить сложнее и там больше тяжелой техники и операторов с относительно большой з.п.Но проведённый нами анализ в Ассоциации Организаторы лыжных трасс (АОЛТ), говорит об обратном!Например в Красногорске энтузиасты и волонтеры готовят трассу протяжённостью 20 км и если эти км умножить на ширину этой трассы 5 м, то горнолыжный спуск в Степаново Дмитровского г.о. будет по обрабатываемой площади в два раза меньше беголыжной трассы в Красногорске и в три раза меньше чем в ГАБО❗Но в Степаново эту площадь обрабатывают два ратрака PISTEN BULLY 300 м с шириной по финишерам 6 м (с двумя фрезами по 2,5 м) и операторами за которыми закреплены эти ратраки с относительно большой з.п., а в Красногорске, так же как и в ГАБО, да и многих других народных трассах трудятся энтузиасты и волонтеры не имеющие такой техники и без з.п. хотя посетителей на этих трассах не меньше, чем на горнолыжных трассах...И если учесть, что горнолыжные трассы коммециализуются, то беголыжные трассы НЕТ!И если наше Руководство хочет, по настоящему, иметь здоровую нацию, то должно сделать Программу оздоровления нации в основу которой необходимо заложить беголыжные трассы, оснащённые отечественной снегоуплотнительной техникой, а летом это оздоровительные терренкуры для ходьбы, бега и велосипеда.