Сегодня 30 октября 2024г в Министерстве физической культуры и спорта Московской области, была проведена конференция, посвящённая развитию лыжных трасс и снегоуплотнительной технике.
Участвовали организаторы лыжных трасс, члены Ассоциации «Организаторы лыжных трасс» и члены клуба ГАБО.
Был сделан доклад по этой проблеме, который обсудили и дополнили организаторы лыжных трасс и представители Минспорта МО.
Хорошими наработками поделились следующие докладчики:
Председатель Совета Ассоциации «Организаторы лыжных трасс» (АОЛТ), Президент АНО Спортивно — оздоровительного клуба «ГАБО».
По версии журнала «Лыжный спорт» эксперт по созданию и техническому обслуживанию беговых лыжных и туристических трасс.
Исполнительный директор Ассоциации «Организаторы лыжных трасс» (АОЛТ).
Главный специалист по спорту администрации города Одинцово.
Руководитель спортивного клуба «Нововоронино», организатор массовых соревнований по лыжным гонкам и бегу.
Все доклады были заслушаны и обсуждены с большим интересом. В целом, в Министерстве готовы к дальнейшей работе.
Текст доклада Геннадия Фищенко:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Спасибо Министерству спорта за приглашение на ежегодное мероприятие по подготовке к зимнему сезону. Я представляю Ассоциацию «Организаторы лыжных трасс» (АОЛТ). Наша Ассоциация объединяет главным образом энтузиастов и волонтёров, которые создают и готовят лыжные беговые трассы для населения.
И пока каждый год мы чувствуем необходимость нашей работы. Многие востребованные населением трассы поддерживаются только энтузиастами. Пока какого-то системного подхода к подготовке лыжных беговых трасс создать не удалось…
Более того, в последнее время трудностей с подготовкой лыжных трасс стало больше, в первую очередь из-за проблем с доступностью снегоуплотнительной техники.
Сегодня я хотел сказать о двух-трех основных проблемах, которые мы обсуждаем на Совете АОЛТ.
Речь пойдет о протяжённых лыжных и туристических трассах в Московской области, которые пользуются большим спросом у лыжников и населения в целом.
В Москве, например, ситуация немного другая. В основном там существуют короткие маршруты и нет недостатка в снегоуплотнительной технике. Однако – как пишут лыжники и любители ЗОЖ в чатах и соцсетях –
«Это все равно, что ходить по лестнице многоэтажного дома и думать, что ты в горах!». Поэтому в Подмосковье люди стремятся за протяженными трассами, длительными лыжными прогулками, к природе, к активному отдыху всей семьей.
Итак, о проблемах и задачах:
Первое – о специальной технике.
В связи с тем, что импортные ратраки стали еще менее доступны и даже безотносительно к этому самый правильный вариант для Подмосковья – это использование комбинированного подхода:
сочетание работы ратраков и тягачей с прицепными устройствами отечественного производства.
Только с помощью такого подхода можно продлить лыжный сезон с поздней осени до весны. Из-за гибкого использования техники это также позволяет экономить технический и человеческий ресурс, ГСМ. Это также позволяет готовить трассу в любую погоду и практически при любом снежном покрове.
В ГАБО, например, по-моему единственное место в России, где ежесуточно готовят лыжную трассу, что приводит в восторг посетителей. Во многом мы это делаем благодаря наличию собственного изобретения – прицепного устройства — Габоша. Но оно далеко не единственное. В России такие устройства делают и найти их можно.
Остается пока проблема с тягачами для этих прицепных устройств. Зарубежные снегоходы пока по своим параметрам превосходят отечественные, но они дорогие, доставка их и ЗИП затруднена в связи с санкциями.
В наступающем сезоне мы планируем провести в ГАБО ходовые испытания различных тягачей отечественного производства по договорённости с производителями или дилерами. Планируем выбрать подходящие образцы и делиться этим опытом с другими.
Мы и раньше планировали это сделать, но обстоятельства подстегнули нас заниматься этим сейчас в связи с исчерпанием ресурса нашей техники – личной и клубной.
Как Вы знаете, ГАБОвская народная лыжня Дмитровского городского округа стала проектом-победителем на Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик. Российская Федерация выделила денежную премию из бюджета, но к большому нашему сожалению, Дмитровская администрация не смогла реализовать эту возможность и приобрести на эти средства ратрак.
Помощь Московской области в организации ходовых испытаний имеющейся в продаже отечественной техники для подготовки лыжных трасс – очень важна!
Второй вопрос – это подготовка операторов снегоуплотнительной техники.
Никто этим не занимается системно. Мы в АОЛТ имеем огромный практический опыт и готовы помогать в стажировке, приобретении опыта, повышении квалификации таких операторов. Это также важное направление для сотрудничества и взаимодействия.
И, наконец, как и раньше, мы готовы участвовать в планировании сети лыжных трасс и туристических маршрутов.
Сегодня в Подмосковье складывается главным образом один из механизмов создания и поддержания лыжных беговых трасс – путем создания парковых зон.
Однако пока парковые зоны создают как возможности, так и препятствия для развития качественных лыжных трасс. С этим нужно работать: важна нормативная база. Например, теперь существует законодательная возможность легализации лыжной трассы, но на практике она почти не используется в документах планирования и проектирования. В результате повсюду создаются конфликты интересов разных групп населения.
Мы знаем реально используемые трассы, готовим их, общаемся с сообществами туристов и лыжников. Знаем, как спланировать такую сеть и в каком районе это будет востребовано населением и эффективно для использования ресурсов.
В частности, такой маршрут как «Вело 1» можно соединить с усадьбой Блока, Икшей, ГАБО, Некрасовской и др. И это было бы впервые в России – самая протяжённая сеть лыжных трасс, летом это терренкуры для ходьбы, бега и катания на велосипедах. Конечно, при этом необходимо создать сеть опорных пунктов. Мы в Министерство спорта Московской области уже представляли этот проект. Наработанный в ГАБО большой опыт говорит о реализуемости и востребованности такого проекта. И Всероссийский конкурс это подтвердил.
Вся аналитика лыжных трасс Подмосковья (и не только Подмосковья), включая их протяжённость, оснащённость, посещаемость и прочее есть, можно найти у нас на сайте АОЛТ – skitracks.ru
Председатель Совета Г.В. Фищенко