На совещании 30 октября 2024г в Министерстве спорта Московской области был затронут важный вопрос: какой техникой готовить лыжные трассы?
Мнения организаторов лыжных трасс разделились.
Представители АОЛТ и СОК «ГАБО» высказывались за комбинированную подготовку ратраком и тягачем (в качестве тягача может быть использован снегоход, квадроцикл, машина или трактор) со снегоуплотняющим устройством, а Алексей Воропаев (представитель парка культуры и отдыха в г. Одинцово) был за подготовку только ратраком.
Конечно удобнее использовать только ратраки!
Но при использовании ратрака в условиях, когда толщина снежного покрова недостаточная, в начале и конце сезона, его фреза и гусеницы будут поднимать грунт и перемешивать его со снегом (особенно на подъёмах и виражах), который потом долгое время будет загрязнять полотно трассы.
По моему опыту и наблюдению в некоторых продвинутых лыжных странах эта проблема решается двумя путями:
- Ратрак «переобувается» в резиновые траки и на малой фрезе или в заглаживающем режиме готовит трассу. Но надо учесть то, что резиновые траки для ратрака на лето не дешёвое удовольствие и в России их пока нет.
- Используются тягачи с различными прицепными снегоуплотняющими устройствами.
Мы в ГАБО успешно используем второй способ, не только в начале и конце сезона, но и когда ратрак выходит из строя. Для того, чтобы получить для него детали и отремонтировать требуется много времени, и тогда мы готовим трассу (протяженностью более 30 км, да еще 20 км классических туристических трасс) снегоходами.
Кроме того, не рационально использовать ратрак на трассах небольшой протяженностью: от 1 и до 5-10 км в зависимости от рельефа.
Немного про гусеницы (траки) ратрака.
Ратрак способен работать с нагрузкой на крутых подъемах, жестких, леденистых поверхностях.
Работа с отвалом на подъемах, который установлен впереди и предназначен для снегоуборочных работ с большими массами снега требует большой тяговитости.
Благодаря широким гусеницам и конструкторскому решению, ратрак оказывает небольшое удельное давление на поверхность, примерно 0.52 кг/см2.
Ратрак способен на многое, это тяговитая, надежная и комфортная машина.
На этом видео ратрак Prinoth Everest тащит в крутой подъем Камаз груженный многотонным экскаватором:
Общий вид гусеницы Pisten Bully PB 200
Общая конструкция:
Вид изнутри:
Состоит гусеница из:
- Грунтозацепов;
- Шипов и стабилизаторов;
- Лент и замков;
- Направляющих для колес.
Так выглядят грунтозацепы для сложных условий работы:
Шипы в конструкции гусеницы используют для улучшения сцепления:
Гусеницы по материалам грунтозацепов и общей конструкции могут быть:
- С алюминиевыми грунтозацепами. Для подготовки беголыжных трасс;
- С алюминиево-стальными грунтозацепами. Применяются на совсем крутых склонах, с каменистыми поверхностями и с высокомощными ратраками;
- Со стальными грунтозацепами;
- Резиновые.
Резиновые гусеницы:
Такой тип гусениц для ратрака предлагается иметь в гараже и использовать при малом снежном покрове в начале и конце сезона.
Также такой тип гусениц подойдет для весенне-осеннего применения для разных задач.
Особенности конструкции:
- На резиновой гусенице есть специальный рисунок, обеспечивающий самоочистку;
- Состав из высокопрочной, морозостойкой и эластичной резины;
- Хорошая управляемость;
- При малом количестве снежного покрова не разрушается поверхность.
В заключении хочется добавить, что безусловно качественная беголыжная трасса требует много сил, средств и вложений, и не только в содержание техники и ее обновление. Подготовка и поддержание такой трассы сопровождается и рядом других проблем. Без помощи государства в этом деле не обойтись, тем более, что массовый лыжный спорт не коммерциализируется. Нам в ГАБО, например, с трудом удается поддерживать трассу и технику в приличном состоянии безо всякой помощи государства…
Комментариев: 1
Елена
Полностью поддерживаю необходимость гос помощи народной лыжне в ГАБО. Если посмотреть сколько семей с детьми проводят здесь зимние выходные- диву даешься, как такое прекрасное место Правительство Московской области не хочет замечать даже…☹️(((
Низкий поклон организаторам, всем волонтерам и неравнодушным людям, которые на протяжении стольких лет содержат эту великолепную трассу🙏🏻🙏🏻🙏🏻