Цели и задачи:

Мы хотим создать широкое общественное движение, ставящее своей целью узаконивание и государственное финансирование лыжных трасс в России. Ассоциация объединяет единомышленников и организации, которые создают и поддерживают лыжные беговые трассы.

К вопросу подготовки лыжных трасс на совещании в Министерстве спорта Московской области.

3 ноября 2024

Автор:

Геннадий Фищенко

Председатель Совета Ассоциации «Организаторы лыжных трасс» (АОЛТ), Президент АНО Спортивно - оздоровительного клуба «ГАБО».
По версии журнала «Лыжный спорт» эксперт по созданию и техническому обслуживанию беговых лыжных и туристических трасс.

3 ноября 2024

Автор:

Геннадий Фищенко

Председатель Совета Ассоциации «Организаторы лыжных трасс» (АОЛТ), Президент АНО Спортивно - оздоровительного клуба «ГАБО».
По версии журнала «Лыжный спорт» эксперт по созданию и техническому обслуживанию беговых лыжных и туристических трасс.

На совещании 30 октября 2024г в Министерстве спорта Московской области был затронут важный вопрос: какой техникой готовить лыжные трассы?

Мнения организаторов лыжных трасс разделились.

Представители АОЛТ и СОК «ГАБО» высказывались за комбинированную подготовку ратраком и тягачем (в качестве тягача может быть использован снегоход, квадроцикл, машина или трактор) со снегоуплотняющим устройством, а Алексей Воропаев (представитель парка культуры и отдыха в г. Одинцово) был за подготовку только ратраком.

Конечно удобнее использовать только ратраки!

Но при использовании ратрака в условиях, когда толщина снежного покрова недостаточная, в начале и конце сезона, его фреза и гусеницы будут поднимать грунт и перемешивать его со снегом (особенно на подъёмах и виражах), который потом долгое время будет загрязнять полотно трассы.

По моему опыту и наблюдению в некоторых продвинутых лыжных странах эта проблема решается двумя путями:

  1. Ратрак «переобувается» в резиновые траки и на малой фрезе или в заглаживающем режиме готовит трассу. Но надо учесть то, что резиновые траки для ратрака на лето не дешёвое удовольствие и в России их пока нет.
  2. Используются тягачи с различными прицепными снегоуплотняющими устройствами.

Мы в ГАБО успешно используем второй способ, не только в начале и конце сезона, но и когда ратрак выходит из строя. Для того, чтобы получить для него детали и отремонтировать требуется много времени, и тогда мы готовим трассу (протяженностью более 30 км, да еще 20 км классических туристических трасс) снегоходами.

Кроме того, не рационально использовать ратрак на трассах небольшой протяженностью: от 1 и до 5-10 км в зависимости от рельефа.

Немного про гусеницы (траки) ратрака.

Ратрак способен работать с нагрузкой на крутых подъемах, жестких, леденистых поверхностях.

Работа с отвалом на подъемах, который установлен впереди и предназначен для снегоуборочных работ с большими массами снега требует большой тяговитости.

Благодаря широким гусеницам и конструкторскому решению, ратрак оказывает небольшое удельное давление на поверхность, примерно 0.52 кг/см2.

Ратрак способен на многое, это тяговитая, надежная и комфортная машина.

На этом видео ратрак Prinoth Everest тащит в крутой подъем Камаз груженный многотонным экскаватором:

Общий вид гусеницы Pisten Bully PB 200

Общая конструкция:

Вид изнутри:

Состоит гусеница из:

  1. Грунтозацепов;
  2. Шипов и стабилизаторов;
  3. Лент и замков;
  4. Направляющих для колес.

Так выглядят грунтозацепы для сложных условий работы:

Шипы в конструкции гусеницы используют для улучшения сцепления:

Гусеницы по материалам грунтозацепов и общей конструкции могут быть:

  1. С алюминиевыми грунтозацепами. Для подготовки беголыжных трасс;
  2. С алюминиево-стальными грунтозацепами. Применяются на совсем крутых склонах, с каменистыми поверхностями и с высокомощными ратраками;
  3. Со стальными грунтозацепами;
  4. Резиновые.

Резиновые гусеницы:

Такой тип гусениц для ратрака предлагается иметь в гараже и использовать при малом снежном покрове в начале и конце сезона.

Также такой тип гусениц подойдет для весенне-осеннего применения для разных задач.

Особенности конструкции:

  • На резиновой гусенице есть специальный рисунок, обеспечивающий самоочистку;
  • Состав из высокопрочной, морозостойкой и эластичной резины;
  • Хорошая управляемость;
  • При малом количестве снежного покрова не разрушается поверхность.

В заключении хочется добавить, что безусловно качественная беголыжная трасса требует много сил, средств и вложений, и не только в содержание техники и ее обновление. Подготовка и поддержание такой трассы сопровождается и рядом других проблем. Без помощи государства в этом деле не обойтись, тем более, что массовый лыжный спорт не коммерциализируется. Нам в ГАБО, например, с трудом удается поддерживать трассу и технику в приличном состоянии безо всякой помощи государства…

18
Напишите свой комментарий:
Заполните пожалуйста имя
Заполните комментарий
  1. Комментариев: 1
  2. Елена
    16 ноября 2024, 13:55

    Полностью поддерживаю необходимость гос помощи народной лыжне в ГАБО. Если посмотреть сколько семей с детьми проводят здесь зимние выходные- диву даешься, как такое прекрасное место Правительство Московской области не хочет замечать даже…☹️((( 

    Низкий поклон организаторам, всем волонтерам и неравнодушным людям, которые на протяжении стольких лет содержат эту великолепную трассу🙏🏻🙏🏻🙏🏻

    Вы Елена
    Заполните пожалуйста имя
    Заполните комментарий